Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 1 Версия для печати

 Содержание 

Дьявольская ловушка

Знаете ли вы?

Себастиан Спенс, снявшийся в «Сверхъестественном» в роли демона, до этого играл дьявола в сериале «Собиратель душ» в серии «Фармацевт».

  • Режиссёр: Ким Маннерс
  • Сценарист: Эрик Крипке
  • Актеры: Джеффри Дин Морган (Джон Винчестер), Ники Айкокс (Мэг Мастерс), Джим Бивер (Бобби), Себастиан Спенс (Том), Мэтт Райли (пожарный), Гай Бевс (муж), Моника Гандертон (жена), Чад Беллами (механик)

В отчаянных поисках отца Сэм и Дин приходят за помощью к старому другу семьи Бобби, живущему в городке Су-Фолс в Южной Дакоте. Когда в дом Бобби врывается Мэг, братья заманивают ее в «дьявольскую ловушку». Мэг утверждает, что Джон Винчестер уже мертв, и Дин бьет ее. Бобби останавливает Дина, объясняя, что в теле, одержимом демоном, все еще живет настоящая Мэг, которая ни в чем не виновата. Сэм начинает ритуал экзорцизма и вынуждает Мэг рассказать, где прячут Джона. Бобби предупреждает, что тело Мэг сильно повреждено, поскольку в нее стреляли, и она падала с большой высоты. Мэг жива только благодаря демону. Но Дин считает, что даже если она и умрет, то они хотя бы прекратят страдания девушки, и Сэм заканчивает ритуал. Демон выходит из тела Мэг и столбом черного дыма уносится прочь. На последнем дыхании девушка благодарит охотников и предупреждает, что демоны используют их отца в качестве наживки.

В Джеффферсон Сити братья находят нужное им здание и при помощи святой воды и соли одолевают демонов, охраняющих их отца. Внезапно появляется Том и нападает на Сэма, но Дин выстрелом из Кольта убивает этого черноглазого демона. Когда Винчестеры скрываются в лесном домике, начинается гроза. Винчестеры понимают, что желтоглазый демон близко, и Джон требует, чтобы Дин отдал ему Кольт. Дин озадачен тем, что отец не ругает их за «зря потраченную» драгоценную пулю и делает вывод, что Джон одержим. Демон при помощи своих телекинетических сил прижимает Дина и Сэма к стене и упрекает их за то, что они убили его детей – Мэг и Тома. Сэм требует рассказать, за что демон убил их маму и Джессику, и демон отвечает, что они мешали его планам сделать из Сэма и других таких же детей послушных ему убийц.

Демон пытает Дина. Тот пытается достучаться до отца, моля о помощи. Джон на секунду возвращает себе контроль над телом и этого оказывается достаточно, чтобы Сэм успел схватить Кольт. Сэм, не колеблясь, стреляет отцу… в ногу. Демон воет от боли, он ослаблен, но не мертв. Джон уговаривает Сэма убить его, но Сэм не может этого сделать, и демон бежит. Передышка оказывается недолгой. Когда Сэм везет отца и брата в больницу, одержимый демоном шофер грузовика таранит Импалу. Винчестеры внутри разбитой машины неподвижны: то ли мертвы, то ли на грани смерти.

    МЭГ: Знаете, после всего, что я слышала о вас, Винчестерах, я несколько разочарована. То Джонни бежит, всучив нам фальшивый ствол, то оставляет настоящий вам, двум клоунам. Детский сад. Вы что же, правда, думали, что я вас не найду?
    ДИН: Вообще то, мы ждали этого.

Вспоминая о «Дьявольской ловушке», Эрик Крипке размышляет: «Для финала сезона серия не очень-то насыщена действием, но мы пошли на это осознанно. В серии два раза изгоняют демонов, есть несколько проходных сцен и немного действия в середине. Но недостаток экшена с лихвой компенсировался колоссальным напряжением в драматических эпизодах с главными героями и важными открытиями связанным с основной мифологией сериала».

«Мне очень понравилось работать над этой серией, – признается композитор Джей Грушка, – очень добротная получилась серия, хотя нельзя сказать, что она была самая сложная или сильно отличалась от других. Эрик попросил меня сделать музыку ненавязчивой. Я так и поступил, примером может служить гудение на низких тонах, которое подчеркивает напряженные сцены».

«Что касается сюжета, то серия сложилась легко, – вспоминает Эрик Крипке, – легко потому, что многие важные моменты действия были неизбежны. Мы знали, что нам нужно изгнать демона из Мэг, и что настоящая Мэг умрет. Мы знали, что парням придется спасать отца, ведь это следовало из предыдущей серии. И мы знали, что отец будет одержим желтоглазым демоном».

«Мы не сразу определились, какой персонаж будет похищен и вернется одержимым. Процесс съемок сериала всегда влияет на творческие решения, но если вы умеете использовать возникающие препятствия себе на пользу, то ваши идеи становятся только лучше. – Продолжает Эрик Крипке. – В то время было очень трудно составлять съемочный график для Джеффри Дина Моргана. Он одновременно снимался и у нас, и в сериале «Анатомия Грей», и ему приходилось постоянно летать между Ванкувером и Лос-Анджелесом. Его контракт с «Анатомией Грей» был заключен раньше, чем с нами, поэтому мы были вынуждены подстраиваться под их расписание, а не наоборот. Он много снимался в «Анатомии» и, когда он был нужен нам, непросто было украсть его для съемок на денек-другой. Мы быстро поняли, что нам не удастся похитить и сделать одержимым Сэма или Дина, то есть основывать сюжет серии на истории отца и сына, спасающих второго сына. Мы знали, что просто не сможем заполучить Джеффри на нужное нам время. Поэтому во время съемок мы переиграли сценарий, сделав так, что похищают отца».

Оглядываясь назад, можно сказать, что все получилось именно так, как и должно было быть. Целый год братья искали отца, и, естественно, финальным сюжетом сезона стала последняя отчаянная попытка его найти. И конечно, именно отец должен был быть одержим, поскольку весь год братья искали двоих – своего отца и демона – и все законы литературной гармонии были за то, чтобы они нашли их обоих одновременно… и в одном и том же теле. Тогда перед ними вставал выбор: убить демона – значит убить и отца. Так что ограничения съемочного процесса побудили нас копнуть глубже и найти правильное решение. Многому в нашей работе мы обязаны таким вот счастливым совпадениям – и ты серьезно начинаешь верить, что все происходит не случайно».

Съемки сцен изгнания двух демонов были непростой задачей. «Снимать экзорцизм Мэг было очень и очень трудно, – вспоминает Эрик Крипке, – сцена должна визуально захватывать, а все ее содержание – это четыре человека в одной комнате разговаривают друг с другом. А спустя два дня мы снова снимаем в небольшом домике – теперь там трое: демон и двое ребят».

Художник–постановщик Джерри Ванек вспоминает, что воспринял эту проблему точно так же. «Зритель очень долго видит этот домик в лесу. Домик просто обязан интересно выглядеть, ведь герои проведут внутри много времени.

Действие сцены происходит ночью. Нам пришлось построить целый лес, а потом создать в этом лесу дом. – Джерри Ванек продолжает свой рассказ о том, как создавались декорации. – Все, что вы видите в этих сценах, снято в павильоне. Мы хотели удержать внимание зрителей, а если бы мы не убедили их на сто процентов, что домик действительно стоит посреди леса, они бы переключились на другой канал. Для нас было важно точно сымитировать лес, это был значимый момент серии».

    МЭГ: Он молил о пощаде. Со слезами на глазах. Мечтал увидеть сыновей в последний раз. Но тут я перерезала ему глотку.
    ДИН: Не дай Бог, ты сказала правду. Тогда, клянусь, я сам пойду за тобой в ад и перебью там всех вас, проклятых тварей. И да поможет мне Бог.

Дженсен Эклз, напротив, не считает таким уж сложным делом погрузиться в сцену, где просто стоят и разговаривают. «Было здорово, – говорит он, – режиссером был Ким Маннерс. Мы чувствуем себя по-настоящему уверенно, когда он у штурвала. Он определенно вносит в работу нечто, что поднимает общий уровень. Он заставляет нас отлично играть!»

Ким Маннерс тоже не забыл очень эмоциональную игру Эклза. «Я никогда прежде не снимал экзорцизм, – говорит он, – у нас была девушка, привязанная к стулу, и я хотел сделать сцену захватывающей, хотел, чтобы было много движения. Мы сделали много ракурсов и крупных планов, чтобы посильнее произвести впечатление. Бедная девушка — она лежит на полу и умирает на руках Дженсена. Было очень, очень трогательно, поскольку Дин осознает, что своим решением убил эту девушку, невинную жертву демона. Для персонажа это была интересная ситуация».

Ники Айкокс вспоминает другую особенность этих съемок. «Мы снимали тринадцать или четырнадцать часов подряд, что для телесериала просто неслыханно. – Говорит она. – Обычно снимают сцену, потом следующую, потом еще одну и все очень быстро. А тут снимали одну сцену, правда, очень длинную, и к концу работы все вымотались. В перерывах между съемками мы шутим и смеемся, а потом пытаемся сосредоточиться и снова войти в образ, и это повторяется снова и снова. Так что когда съемки сцены закончились, все были просто до одури счастливы!»

Для Джареда Падалеки игра Ники Айкокс сделала съемки незабываемыми. «Каждый раз, когда я думаю о Ники Айкокс, я вспоминаю сцену, когда демон уже изгнан, и она лежит там, умирая. Это не слишком профессионально с моей стороны, но я помню, что когда мы положили ее на пол, а она говорила свой текст: «рассвет» и что-то там еще, я смотрел на нее и думал «а она молодец!» и «черт, девочка умеет играть». Было очень здорово с ней работать. Плюс она замечательная, такая милая и хорошая девушка». Дженсен Эклз думает так же. «Ники была великолепна. Она многое дала сериалу. Мне было грустно, когда она ушла в конце первого сезона».

Как и следовало ожидать, самой большой технической проблемой стали съемки автокатастрофы в конце серии. «Мы снимали там, где раньше был аэропорт, там была ровная площадка», – рассказывает продюсер Сайрус Явнех. «Мы потратили много денег, чтобы расчистить её от грязи и сделать дренаж, а потом покрыть дёрном. Это была сцена, которую нужно снять за один дубль, поэтому мы установили несколько камер. Ким расположил камеры идеально. Чтобы снять такие кадры на телевидении, требуется серьезная инженерная подготовка и тщательное планирование».

Фактически, даже самые мелкие элементы этой волнующей сцены требовали вдумчивой подготовки. «Мы пригласили специалистов, которые сделали нам особые контактные линзы, чтобы глаза демона отражали свет», – продолжает Сайрус Явнех. «И мы постоянно тестировали разные материалы, чтобы посмотреть, как они светятся. Нужен был грим, который вызвал бы у зрителей вопрос «живы ли Винчестеры или уже нет?» По ходу дела мы научились делать и такой грим».

«Я хотел снять момент, когда грузовик бьет машину в борт, камерой, находящейся внутри машины, – объясняет Ким Маннерс, – по моей задумке, грузовик должен был появился ниоткуда и ударить машину, а камера сняла бы это изнутри. Когда мы снимали часть сцены в павильоне с синим экраном, стекло разбивалось и падало прямо на сидящего впереди Джеффри Дина Моргана. Это было настоящее стекло, но мы поставили специальный прозрачный щит на расстоянии примерно восьми миллиметров впереди стекла. Затем мы укрепили два контейнера с осколками безопасного стекла. Нужна была точность до секунды. Когда разбивалось настоящее стекло, мы высыпали на Джеффри безопасное стекло из контейнеров». (Для любознательных читателей: безопасное стекло (rubber glass) – это «силиконовая субстанция, разработанная для спецэффектов», – поясняет координатор спецэффектов Рэнди Шумкив).

«А потом мы выехали на натуру и провели серьезную трюковую съемку. Грузовик на самом деле был связан с машиной тросом через лебедку, а в машине сидели манекены», – продолжает Ким Маннерс. «Так что, когда грузовик приближался к машине, он тянул ее, и они должны были сойтись и удариться. Вот что я хотел сделать: удар взрывает заряд в Импале, она взлетает в воздух прямо на камеру и переворачивается в полете». Или, как описал это Эрик Крипке, «Машина должна была сделать «бочку» – должно было быть похоже на самые страшные аварии, на все эти безумно крутящиеся в воздухе машины. А водитель грузовика продолжил бы ехать и скрылся в ночи, и мы бы увидели, что за рулем демон».

ДИН: Где наш отец, Мэг?
МЭГ: Спроси повежливее.
ДИН: Где наш отец, сука?
МЭГ: Боже, и этими губами ты целуешь маму. Ой, забыла, мамы нет.

Но финал сезона оказался таким же сюрпризом для съемочной группы, как позже для зрителей. «Грузовик ударил Импалу, – рассказывает Ким Маннерс, – заряд взорвался, и пробил дыру в асфальте – но машина не взлетела, она зацепилась за бампер грузовика, и грузовик потерял управление. А в этой части съемочной площадки был большой овраг, и мы построили небольшой мост из фанеры два на четыре метра – в целях безопасности. И вот у нас есть сцепка из машины и неуправляемого грузовика. Слава Богу, грузовик вел опытный каскадер, он смог переехать через этот фанерный мостик. Когда я увидел, что грузовик с машиной едут в этом направлении, я подумал «Господи, мост под грузовиком сложится, грузовик перевернется и у нас будет самая что ни на есть настоящая авария». Но милостью Божьей, этот маленький фанерный мостик выстоял. И опять наша удача, что, когда кузов грузовика начал двигаться по собственной траектории – под углом от кабины, каскадер не растерялся. Там в поле стояла одна из наших камер, и он подумал «я направлю так, что машина врежется прямо в эту камеру». Поэтому кадр с этой камеры обрывается в черноту, и это прекрасный финальный аккорд. Так что, благодаря каскадеру, который принял решение, сидя в едва управляемом грузовике, результат получился великолепный».

«Все случилось не так, как мы планировали, – вспоминает Эрик Крипке, – но когда мы увидели, что получилось, то мы взглянули друг на друга с одинаковой мыслью: все выглядит достаточно эффектно, а главное – реально».

«Я был очень взволнован, когда дочитал сценарий», вспоминает Дженсен Эклз. «Я очень хотел увидеть эту аварию. В тот день я отправился на съемочную площадку, прихватив свою видеокамеру, и пристроился рядом с группой. Я подумал, мне надо все заснять, поскольку это будет потрясающе!»

Джаред Падалеки тоже с нетерпением ждал съемок последней сцены, а затем и выхода серии в эфир. «Я очень, очень переживал и просто не мог дождаться. Я думал, только бы не проговориться и не рассказать все семье, поскольку я умирал от желания увидеть выражения их лиц и услышать их мнение».

Редактор по звуку Майк Лоши доволен тем, какой ход они придумали для звукового оформления сцены большой аварии. «Визуальная картинка – это четыре последовательных кадра, мы видим грузовик, грузовик, грузовик, грузовик (прим переводчика: кадры аварии с разных ракурсов). У нас было много интересных вариантов, и мне пришлось побороться за свою идею. Мы слышим звук столкновения, а потом еще один звук столкновения, и еще один, и еще один, и я придумал вставить между звуками столкновения промежуток тишины. Все происходит очень быстро: примерно восемь кадров, между звуками столкновения паузы в одну пятую секунды: бум – бум – бум – бум! Впечатление получается более тяжелым, поскольку это происходит не однократно, а словно повторяется. Будто несколько выстрелов прямо вам в голову. Снова и снова.

Когда Карен, редактор по звуку, впервые увидела эту сцену, она закричала в сторону экрана: «Неееет! Я должна узнать, (что же с ними случилось)!»

Книги, книги, книги

Декоратор Джордж Ньюман утверждает, что на обустройство декораций дома Бобби пошло пять-шесть тысяч книг. «По всему дому стопки книг, иногда по пояс высотой. Даже на лестнице. Куда бы вы ни посмотрели, увидите стопки книг. Книги, книги, книги».

«Изначально мы собирались убить Винчестера-старшего в конце первого сезона. – Рассказывает Эрик Крипке. – Мы приняли решение где-то в середине года. Причина в том, что поиски отца в каком-то смысле стали тормозом для сюжета. Выходило, что отец был тем, кто сражался на передней линии, а парни только иногда подносили патроны. Создавалось впечатление, что приключения отца более захватывающие, чем у братьев, и мы поняли, это – недостаток. Чтобы ребята вышли на передний край войны, папочка должен был умереть. Нам нужно было, чтобы братья сами исследовали, искали и сражались с желтоглазым демоном. Отец держал сыновей вдалеке от линии фронта, и мы поняли, чтобы приблизить парней к драке, нам придется убрать отца. Мы собирались убить Джона в финале сезона. Винчестеры выбираются из разбитой машины, и отец умирает на руках едва живых Сэма и Дина. Но мы почувствовали, что если бы мы ко всему прочему еще и Джона бы убили, то впечатление от финала стало бы совершенно депрессивным. Мы не могли вынести темноты, которая окутала бы сериал. Так что сценарий был уже почти завершен, когда мы решили закончить сезон автокатастрофой. Мы не можем убить отца сейчас. Это слишком жестоко по отношению к его сыновьям, после всего, через что они прошли».

«Работать вместе с Джеффри Дином Морганом было просто замечательно, – говорит Джаред Падалеки, – не то, чтобы с Дженсеном скучно, но еще один отличный актер на съемочной площадке – это по-настоящему здорово. Он всегда добивается от нас такой реакции, какую Дженсен и я не можем вытащить друг из друга. Когда мы оба погружены в образ, мы смотрим на Джеффа как на отца, а чувство, с которым смотришь на отца, ни при каких условиях не похоже на чувство, с которым смотришь на брата. Это очень помогает нам развивать персонажи Сэма и Дина».

«Нам очень повезло в этом сериале с приглашенными актерами. – Соглашается с ним Дженсен Эклз. – Джефф – потрясающий, и Джим Бивер тоже». Джаред Падалеки видит проблему в том, что все они недолго задерживаются в сериале. «Мы приглашаем в сериал талантливого актера или актрису и убиваем их! Это расстраивает. Но, наверное, это согласуется с главной идеей сериала, где два брата жертвуют абсолютно всем. Нам повезло работать бок о бок со множеством отличных актеров и актрис».

«Мне кажется, финал сезона получился очень эффектным. – Подводит итог исполнительный продюсер Джон Шибан. – Получился хороший баланс между ответами, которых дождались от нас зрители и загадками, которые так и остались неразгаданными. По-моему, это одна из самых сильных серий, и я был очень доволен потому, что всегда хочется закончить удачно – особенно в первом сезоне нового сериала – и у нас это получилось».

Оригинал — Nicholas Knight
Переводwing-sco