Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 1 Версия для печати

. Содержание .

Рождение «Сверхъестественного»

ДИН: Думаю, он хочет, чтобы мы продолжили начатое им. Спасать людей, охотиться на нечисть… семейное дело.

«В самом начале история братьев служила только для того, чтобы преподнести городские легенды, - делится своим секретом создатель Сверхъестественного Эрик Крипке, но когда мы углубились в характеры главных героев, то сериал превратился в нечто большее».

Как он и рассказал в Предисловии, Крипке всегда любил городские легенды и американский фольклор, и уже около десяти лет хотел вывести их на экран в той или иной форме. «Поначалу я хотел снять полнометражный фильм, объединив в нём эти истории, - вспоминает Эрик. Конечно же, ему известно, что в 1998 г. уже был снят фильм под названием «Городские Легенды». Его этот фильм разочаровал, но не потому, что он был снят раньше, а потому что «в нём не использовались настоящие городские легенды и ничего из области сверхъестественного. Меня раздражало, что городские легенды оказались лишь простым прикрытием для преступлений серийного убийцы».

«Потом мне захотелось сделать сериал-антологию. Я решил, что это будет компания журналистов бульварных изданий, путешествующая по стране в автофургоне, - продолжает Крипке. - Я месяцами обдумывал эту идею, но хорошо, что она была отвергнута» - заключает он, вспоминая, что «Крадущийся в ночи» - сериал-ужастик о репортерах, расследующих сверхъестественные явления - стартовал на ABC одновременно со «Сверхъестественным», и его закрыли после первого же сезона.

Несмотря на эйфорию от того, что Уорнер Бразерс захотели снять его сериал по городским легендам в стиле «Шоссе 66», Крипке поначалу «сопротивлялся их идее из-за постановочных требований. Я сказал им: «Вы и через миллион лет не запустите это шоу, потому что, не имея стационарных декораций, каждый раз придётся всё делать заново». К счастью, он получил производственные гарантии, и сериал сдвинулся с мертвой точки.

«Мы предлагали его всем телесетям, но условия Уорнер Бразерс были самыми заманчивыми». И потом Крипке принялся за первый сценарий… образно говоря, это была катастрофа: «Я отдал его на студию перед самым Днем Благодарения. «Нам это не нравится. Мы не хотим показывать такое на нашем канале». Естественно, Крипке ожидал услышать немного другое. Но, хорошенько подумав, он понял, что сценарий не мог понравиться, так как был «действительно слишком трудной для понимания историей»: в нём мальчиков воспитывали тетя с дядей вдали от охотящегося на демонов отца, а потом, когда братья выросли, Дин пытался убедить Сэма, что монстры существуют. «Это сбивало с толку, а еще в сценарии было слишком много описаний. Тогда мы с Питером Джонсоном сели и стали думать, как можно его спасти».

«С самого начала к проекту подключились МакДжи и Питер Джонсон» - объясняет Крипке: «Хорошо иметь у себя за спиной такого пробивного парня, как МакДжи». Как только они оформили партнёрские отношения, Питер Джонсон сказал Крипке: «Какую бы жуткую идею ты ни захотел воплотить, я готов ко всему».

Джонсон и Крипке устроили мозговой штурм, и Пилот был спасен. «Мы решили обойти запутанную предысторию, сделав так, чтобы мальчиков растил их отец, и это был миг истинного озарения! - вспоминает Крипке. - Что, если он воспитывал их в дороге? Он просто взял их с собой… Это открывало огромные возможности. Теперь они могут быть потрясающими бойцами, смогут обвести вокруг пальца любого и в любую щель пролезут без мыла. Теперь не нужно будет вести долгие беседы на тему «Эй, ты знаешь, а привидения существуют». Они стали кем-то вроде рабочих по истреблению нечисти. С этой идеей мы вернулись в Уорнер Бразерс, и им понравилось!»

Конечно, Крипке все еще должен был написать новый сценарий Пилота… до Рождества. Он отменил все свои планы на праздничные каникулы и заперся у себя в кабинете. «Я решил: «Нафиг! Если я откажусь от праздников, то смогу наконец-то разделаться с этим». И сюжетные линии братьев стали перекликаться с персонажами Малдера и Скалли. Я посмотрел на результат и сказал: «Боже мой, этот сценарий гораздо лучше!» И телеканалу тоже понравилось – хотя и нельзя сказать, что они были от него в диком восторге».

Так получилось, что сценарий получил зеленый свет только, когда к нам присоединился Дэвид Наттер. «Дэвид Наттер, определенно, был нашим рыцарем в сияющих доспехах, - говорит Крипке, - когда он сказал «О`кей, я в деле», я повернулся к Питеру Джонсону и сказал: «Не только наш Пилот получил зеленую улицу, но и весь наш сериал!» Дэвид подписал контракт в 11 утра, а в 2 часа дня нам подписали съёмки целого сезона».

«На самом деле, - говорит Наттер, - меня заставили присоединиться к проекту отношения между персонажами. Это история о братьях, чья мать умерла ужасной смертью, и теперь они разыскивают своего отца. А что касается Пилота, к работе над которым меня привлекли, - это сердце всего сериала».

Настало время подыскивать актеров на роли Дина и Сэма Винчестеров для Пилота. «Какая разница, насколько хорош сценарий, если главные актеры не привлекательны? - говорит Крипке. - Дженсен - первый, о ком мы всерьёз подумали». Хотелось найти «молодого Харрисона Форда» и Крипке увидел его в Дженсене Экклзе. «Дженсен в жизни такой же обаятельный, как и на экране, он привлекает внимание, на него хочется смотреть».

Затем им встретился Джаред Падалеки. «Моя жена большая поклонница «Девочек Гилмор», а Джаред там очень мил». Сначала на роль Сэма пробовался Дженсен. «Мы позвонили агентам Дженсена и сказали: «Может он и не станет Люком Скайуокером, но он будет Хэном Соло!» И они не возражали». Это действительно всех устроило.

«Было приятно узнать, что нас с Джаредом все сразу же посчитали удачным выбором, - комментирует Дженсен Экклз, - никого другого даже не стали смотреть».

Руководители сети должны были бы не иначе, как уснуть за рулем, чтобы пропустить ту братскую химию и непринужденную дружбу, что возникла между двумя молодыми техасскими актерами. «Несмотря на то, что мы оба играем схожие роли, я просто счастлив, когда ему что-то особенно удается, - сказал Джаред Падалеки о своем товариществе с Экклзом, - и я знаю, что когда что-то получается у меня, он тоже рад».

Даже Дэвид Наттер, с его большим опытом работы, был поражен химией между Падалеки и Экклзом. «Никогда еще я не трудился над сериалом, где два актера так слаженно работали бы вместе. Эти парни никогда раньше не встречались, но они были похожи на братьев».

Обсуждая съемки Пилота, Крипке объясняет: «Я выбрал город Лоуренс, штат Канзас, потому что там поблизости находится кладбище Сталл, известное как кладбище с привидениями». Действительно, это место часто называют Врата в Ад. Как и Сэм, Крипке в свое время оставил семейный бизнес и уехал в Калифорнию. Но он не оборвал свои корни, о чем свидетельствует вся атмосфера сериала. «Я родом из промышленного города Толедо, что в штате Огайо. Я думаю, что привношу в сериал некую эмоциональность Среднего Запада. Это идет от моей жизни здесь, от простых рабочих парней, с которыми я вырос, и от их образа жизни. Мне действительно нравятся герои Среднего Запада, разъезжающие на мощных спортивных машинах. Они уютнее себя чувствуют в маленьких городках и грязных столовках, как и я. Они живут жизнью, которая мне понятна: пиво, чизбургеры и дешевые бары».

И музыка, звучащая в колонках этих подвальных баров, использована в сериале. «Мои друзья звали меня Старина Крипке, потому что мне не нравились группы, которые записывались после 1980. Здесь есть настоящая энергия Среднего запада, мили и мили полей и двухполосных асфальтовых дорог, простирающихся в бесконечность, и ты врубаешь классический рок на всю катушку. Есть в этом что-то глубоко американское, что-то мифическое, и это та энергия, которую я хотел видеть в сериале. Очень важно, что в шоу именно такой бесшабашный саундтрек». Настолько важно, что он сказал Уорнерам: «Если вы поменяете музыку в сериале, клянусь, я уйду из шоу».

    Знаете ли вы?

    В одном из вариантов сценария «Пилота», которые Эрик Крипке приносил на студию, в конце серии мальчики находили своего отца мертвым на потолке.

«Музыка в сериале играет ключевую роль, - говорит композитор Кристофер Леннертц. -Он больше похож на кино, в котором много музыки и есть множество различных музыкальных тем, страшных и волнующих». Леннертц, чья музыка для Пилота номинировалась на Эмми, работает над сериями попеременно с Джеем Груска, который сказал: «Я не знаю композитора, которому не было бы интересно работать с «притаившимся злом»… Об этом действительно интересно писать музыку».

В то время, как музыка стала визитной карточкой сериала, нельзя отрицать, что он имеет и вполне узнаваемый видеоряд. Крипке относит все благодарности по этому поводу на счет Аарона Шнайдера, главного оператора Пилота. «Аарон не побоялся снимать в темных тонах, и это было самым потрясающим его вкладом в шоу. Все телебоссы, с которыми мы работали, просили сделать сериал посветлее, но Аарон подсветил силуэты и позволил им раствориться в тенях. Ведь страшные моменты должны быть действительно страшными, а страх приходит из темноты. Когда мальчики дерутся в квартире Сэма, мы видим лишь силуэты на фоне освещенного с улицы окна. Это действительно дерзко! Я ужасно горжусь работой, проделанной им в Пилоте».

Работа всех над Пилотом была феноменальной, так что не удивительно, что по «Сверхъестественному» стали снимать сериал. На этом этапе, как говорит Крипке, на студии сказали, что необходим исполнительный продюсер и свели его с Робертом Сингером, работу с которым Крипке описывает «как брак по расчёту, потому что работать с этим человеком приходится теснее, чем с кем-либо другим. И результат превзошёл все наши ожидания». Роберт Сингер согласен с этим. «Мы с Эриком думаем одинаково, и мне кажется, что мы дополняем друг друга, взаимно восполняя пробелы». Крипке думает, что Сингер не получает всех заслуженных благодарностей за многослойность, которую он привнёс в сериал, восполняя эти пробелы. «Именно он требует, чтобы у персонажей была глубина».

Студия также хотела, чтобы Крипке ввел в команду кого-то, способного помочь построить мифологию сериала, создавать истории, работать со сценаристами. «Дэвид сказал Эрику: «Тебе нужен Шибан. - Вспоминает исполнительный сопродюсер Джон Шибан. - Вот так мы встретились и сразу же сработались». За плечами Шибана были годы работы над «Секретными Материалами», а относительно мифологии он так поставил вопрос: «Сможешь ли ты построить лодку, способную плавать без составных частей?» Поэтому он решил, что нужно создать персонажей, с которыми будут встречаться главные герои на своем пути. «Прекрасным примером этого была Мэг, которая в качестве таинственного демона оказалась в самом центре мифологии».

Как только сериал был утвержден, сразу начали нанимать штатных сценаристов, и Крипке с ходу приступил к работе, готовый с головой погрузиться в столь обожаемые им легенды. «В первый день работы я объявится с восьмьюдесятью из своих самых любимых городских легенд». В первой части сериала они должны были быть на первом месте. «У меня была целая куча историй, которые я действительно хотел снять, - объясняет Крипке, - основные сюжетные линии мальчиков появились позднее. Но как только мы поняли, насколько удачными они получились, и насколько глубока их история, основной упор мы начали делать на их проблемы и на то, какие интересные истории мы хотели бы о них поведать».

Они изменили основную линию сериала и стали использовать только те городские легенды, которые органично сочетались с историей братьев. Крипке полагает, что именно по этой причине вторая половина сезона была лучше, чем первая. «Стало ясно, что отношения между братьями – основа всего, - продолжает Крипке, - взяв просто историю двух ребят, мы потеряли бы важный психологический аспект их отношений, остались бы одни тычки, зуботычины и дурацкие шуточки. Но у нас семейная драма, а попадающиеся в ней демоны и монстры лишь служат иллюстрацией внутренних демонов, с которыми мальчики сталкиваются лицом к лицу».

Конечно, есть и свои отрицательные стороны в том, чтобы сделать семейную драму сердцем сериала-ужастика. «В итоге мы имеем больше сентиментальных моментов, чем нам бы хотелось, - с сожалением говорит Крипке. - Но это неизбежно, как только ты начинаешь жить с этими героями, и если ты действительно хочешь выяснить их болевые точки». Тем не менее, они пытаются найти способы поведать эмоциональную сторону истории наименее слезоточивым способом. «Одна из хитростей, которым мы научились – это показывать не то, что они говорят, а то, что они не говорят. Это относится и к более продуманным сценариям и к лучшему пониманию мальчиков».

Независимо от того, о какой части сезона он сейчас говорит, Крипке всегда оживляется. «Я влюблен в шоу и горжусь им. Потому что я очень люблю легенды, и герои сериала похожи на меня, и потому, что наш сериал может позволить себе быть смешным. Писать для этого шоу действительно очень весело».

    Девчонки – зло

    Студия хотела, чтобы Джессика задержалась в истории подольше и стала постоянным персонажем сериала, «но в шоу не было места для «Сэм, я люблю тебя. Когда ты вернешься домой?» - рассказывает Эрик Крипке. - Тогда я сказал: «А давайте убьем Джессику!» И они ответили – «О, да, здорово! Такого никто не ожидает» И они сделали из неё злодейку. «Сначала мы пошли по другому пути – Сэм приходит домой и понимает, что Джессика – демон, втёршийся к нему в доверие, а когда она либо исчезает, либо из неё выходит дым, то Сэм понимает, что демоны были намного ближе к нему, чем он думал, и это заставляет его отправиться в путь. Мне кажется, что последние пять страниц сценария Пилота были бы трудны для понимания, и что правильнее было бы в основу сценария положить смерти матери и Джессики, сделав их одинаковыми. Все всегда заканчивается так, как оно и должно закончиться».

Описывая, как он получил свободу действий по пересмотру сценария пилота, Крипке уже намекал, что он всегда хотел, чтобы в «Сверхъестественном» был юмор. «Очень многие сериалы настолько однообразно мрачны, что их неинтересно смотреть. В конце дня хочется лишь легкого и забавного зрелища. А уж иметь в центре всего этого такую продувную бестию, как Дин, который может запросто сказать все, что угодно – это здорово!»

Они считают очень важным сочетание юмора, семейной драмы и ужастика, и Джонсон вспоминает, что «ближе к середине сезона все эти элементы слились воедино». Кроме того, как говорит Сингер, они «не делают это по шаблону. В какой-то мере мы позволяем истории заводить нас, куда ей хочется, а потом мы можем остановиться и сказать: «Наверное, мы можем добавить немного жутиков», или «Мы можем усилить конец второй части», ну или что-то в этом духе. Мы предъявляем сценаристам множество требований, чтобы история шла туда, куда нужно».

Один из этих сценаристов, Рэйель Такер, думает, что овчинка стоит выделки. «Особенность «Сверхъестественного» в том, что сериал может заставить тебя смеяться, кричать, а потом плакать, и все это в одной и той же серии, всё в течение нескольких секунд. Это действительно редкий случай, я не могу припомнить другого сериала, в котором такое было бы возможно».

Хотя Пилот снимался в Лос Анджелесе, впоследствии съемочная площадка сериала переехала в Ванкувер, что в Британской Колумбии, в Канаде. Это сильно снижало себестоимость сериала, и этот момент нельзя недооценивать. Крипке говорит: «Основной причиной для такого решительного шага были «Секретные Материалы». Наряду с другими многочисленными сериалами этого жанра, снимавшимися в Ванкувере - такими как «Темный Ангел», «Тайны Смоллвиля» и «Звездные Врата-1», «Секретные Материалы» хорошо известны тем, что в них наилучшим образом использовались разнообразные ландшафты Британской Колумбии. «Сначала я думал, что мы будем снимать в северной Калифорнии, и соблюдал внешний вид, соответствующий пыльному «Шоссе 66», но лишь немногие кадры Пилота нельзя было бы снять на севере. Художник –постановщик Джордж Ньюман выразился так: «Они борются со злом, а зло необязательно живет в ярком веселом домике на пляжах Санта Моники».

Продюсер Сайрус Явнех объясняет, как им удалось преодолеть трудности, связанные с отдалением съемочной площадки от исполнительных продюсеров. «Всё, от гардероба, цвета автомобиля, подбора актеров, определения места натурных съемок до разнообразных эскизов и вопросов снабжения отправлялось по Интернету в Лос Анджелес, откуда мы тут же получали ответ».

Крипке не может подобрать слова, чтобы сказать, насколько дорога ему его ванкуверская команда. «Они лучшие из всех, с кем я когда-либо работал, мы все одна семья – и в этом особенность нашей команды». В качестве одного из многочисленных примеров он приводит то, как удачно главный оператор Серж Ладусер подхватил стиль съемок «Пилота» и продолжил снимать сериал так, как будто он это делал с самого начала. «Он должен был умудриться сохранить уровень качества Аарона, но только располагая вдвое меньшим количеством времени и денег. Основной трудностью было то, что сериал должен был выглядеть как еженедельный фильм... и мы не смогли бы это сделать без Сержа».

«И, наравне с любимым мной [реквизитором] Скотти Нифонгом, который работал над Пилотом, Крис Купер неделю за неделей совершает настоящий подвиг, сохраняя атмосферу сериала, опять же, имея в распоряжении вдвое меньше времени и денег. Майк Новотны провел огромную работу, придумывая декорации «Пилота», а Джерри Уонек, который оформляет сериал в целом, просто невероятный человек. Меня поражает то количество разнообразных номеров мотелей, которое способен придумать этот парень. Он и его команда настолько гениальны, они работают так быстро и обходятся такими небольшими средствами, что невозможно поверить, что декорации, которые ты видишь, построены всего лишь за 72 часа. На самом деле то, на что он способен, то, что он делает каждую неделю - это маленькое чудо».

Руководитель производства Джордж Грив говорит, что он «взял бы эту команду на любой проект. Шоу отличается от других наличием постоянного стопроцентного взаимного уважения между людьми… а это много значит, потому что я работал на многих сериалах, где не было ничего подобного – и люди, работающие над фильмом, не были так довольны».

Экклз тоже рассыпается в похвалах «блестящим людям, привлеченным к работе над сериалом», от Ванкувера до Бербанка, «от сценария до съемочной площадки. Это действительно нелегкий жанр, и сделать его выходящим еженедельно сериалом-ужастиком - вызов для нас всех».

Крипке надеется снимать свое страшное шоу в течение многих последующих недель и лет. «Начиная первый сезон, мы спланировали то, что хотели бы сделать в течение первых двух сезонов, и основные вехи того, что мы вообще хотели бы снять. Запасы городских легенд и американского фольклора настолько обширны, что сериал мог бы продолжаться и продолжаться. И пока Крипке не спешит закончить сериал, о содержании сюжетной линии в целом можно только догадываться. «Мы знаем только, что последние серии будут… что концовка похожа… что заключительные кадры будут выглядеть как... Ну, мы знаем, как Сэм и Дин ведут дела».

И только одно мы знаем наверняка – конец будет таким же захватывающим, как и то, что началось 13 сентября 2005 г.

    Эрик Крипке всегда хотел, что слоганом для «Сверхъестественного» было «No Rest For the Wicked», но телеканал не дал согласия. Тогда он вывел «Звездные Войны» на дороги Америки. В конце концов, кому не хотелось бы смотреть на Хэна Соло и Люка Скайуокера с цепными пилами в багажнике?

— Nicholas Knight
ПереводJess