Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/     supernatural-fan-2010@yandex.ru

Фокусник

Фокусник в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.

Воплощенный в мифах разных культур в Кролике, Лисе, Пауке и так далее, Фокусник отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое.

Часто Фокусник выступает под маской божества или полубога, как, например, скандинавский Локи. Он наделяется одновременно демоническими и комическими чертами плута-озорника. Библейская история творения мира содержит «историю грехопадения», в которой есть и хитрость, и обман, и воровство, и нарушение табу. Змей, который был «хитрее всех полевых зверей» обманом заставляет людей нарушить запрет Бога и украсть плоды с Дерева Познания добра и зла. В подавляющем большинстве мифов Фокусник – «второй» творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. Однако двойственность заложена в самом Фокуснике и является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то – ленив, невежествен и глуп. Фокусник – зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого.

Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия Фокусника не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение.
Классическая сфера деятельности Фокусника – разрушение. Для того чтобы Герой не потерялся в собственных позитивных качествах, его по контрасту оттеняет Фокусник. В этом смысле Фокусник – Тень Героя. То, что Фокусник служит тенью Героя, следует понимать едва ли не буквально: Фокусник – это пародия на Героя, но «не в дружбу, а в службу». Герой представляет серьезность, Фокусник – стёб. Поскольку Фокусник не связан нормами рационального культурного поведения, его степень живучести значительно выше, чем у Героя. Герой всегда «чего-то» не может сделать или сталкивается с невыполнимым условием. Это «что-то» кажется элементарным по сравнению с его божественными способностями, но именно это «простое бессилие» есть Ахиллесова пята всякого Героя. Примечательно то, что без (хотя бы одного-единственного) уязвимого места Герой вовсе не герой. «Пороками» Героя могут служить возведенные в превосходную степень великодушие или благородство. Там, где Герой оказывается беззащитен перед прямым воздействием, его охраняет и спасает Фокусник, чувствующий себя в теневых сторонах жизни как рыба в воде (вспомните сказку «Кот в сапогах»).

Сама фигура Фокусника, его тело - чаще всего уродливое, "сломанное", его поведение, речь, одежда, также "сломанные" - загадочные, вызывающие, - все это указывает на Тайну, есть сама Тайна и ее вызов. Фокусник - другой, он не может быть похож на обычного человека, человека нормы-закона. Но когда бы и где бы он ни появлялся, не смотря на свой невзрачный вид Фокусник обладает способностью превращать то, что казалось ранее бессмысленным, в явление, наделённое смыслом.

Источники: Т. Шабалина «Трикстер»; К.Г. Юнг «О психологии образа Трикстера»; М. Шильман «Трикстер, герой, его тень и ее заслуги»

— Beara