Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/     supernatural-fan-2010@yandex.ru

Крипке сказал - Крипке сделал

После впечатляющего режиссёрского дебюта во втором сезоне с эпизодом «Несбыточные мечты и сбывшиеся желания», создатель шоу Эрик Крипке собирался выступить в качестве режиссера одной из серий третьего сезона, но забастовка сценаристов перечеркнула его планы. К счастью, ему удалось забронировать для себя финальный эпизод четвёртого сезона – «Восстание Люцифера». Крипке рассказал официальному журналу «Сверхъестественное», каково это, саморучно воскрешать дьявола.

Что вы почувствовали, когда было принято решение, что вы будете снимать финальную серию сезона?

Мне на плечи лёт тяжёлый груз ответственности сделать серию как можно лучше. Из-за того, что серия была финальной, я знал, насколько велики её масштаб и значимость, и понимал, что она должна вызывать ощущение грандиозности происходящего. И, кроме всего прочего, ответственность налагал и тот факт, что это была первая финальная серия, которую не снимал Ким Маннерс. А ведь у Кима за плечами многолетний опыт, он знал, как справиться с серией такого масштаба, а у меня в активе всего лишь работа над одним телевизионным эпизодом. Поэтому, должен признаться, я очень нервничал и чувствовал большую ответственность, чтобы соответствовать стандартам Кима.

Как вы отдали дань уважения Киму, когда снимали эту серию?

Меня не оставляло чувство, что Ким заглядывает мне через плечо, наблюдая, как я строю съёмочный процесс. Не буду лгать и признаюсь, что несколько раз спрашивал себя: «А что бы на моём месте сделал Ким?» Я использовал характерные для Кима съёмки крупного плана, когда камера настолько приближена к лицу, что отрезаются и лоб и подбородок. Я использовал такие съёмки порой сознательно, а порой совершенно неосознанно, я чувствовал, что этот финал тоже, в каком-то смысле, работа Кима Мэннерса.

Когда вы впервые снимали серию, она была написана Раэль Такер. Легче или труднее работать со своим собственным сценарием?

В основном, отличия в худшую сторону, потому что, когда сценарий был написан кем-то другим, у меня было преимущество ведущего сценариста, я мог переписать текст по своему вкусу и внести любые изменения, какие бы ни захотел. А потом, если бы серия не удалась, то, независимо от причины, я запросто мог бы свалить всю ответственность на сценариста. (Смеётся) Но на этот раз, мне не за кого было спрятаться, я понимал, что если что-то не получится, то винить мне придется только себя, и это ещё больше усложняло моё положение.

Назовите значительные трудности, которые пришлось преодолеть, снимая эту серию.

Учитывая все обстоятельства, мне кажется, всё прошло достаточно гладко. Рабочий день длился нескончаемо долго, и как режиссёр, ты всегда чувствуешь вину, потому что каждая сложная сцена означала, что съёмочная бригада должна задерживаться на работе дольше 12 часов, и всё из-за тебя. Самый короткий съёмочный день длился десять с половиной часов... а остальные и того больше. Но так обычно и бывает, особенно, когда речь идёт о финальной серии. Единственная загвоздка вышла, когда в последний съёмочный день одна из сцен не вписалась в расписание. Мы знали, что у нас будут трудности с завершением, и мы не могли продлить съёмки на следующий день, потому что на следующее утро добрая половина съёмочной бригады прыгнет в самолёт и отправится в отпуск. Просто удивительно, как быстро они все разбегаются! Стоит крикнуть: «Сворачиваемся!», и у всех уже в руках пиво, а на следующий день они на Гаваях или в Коста Рике. И уже никого нет... Так что, мы не могли задерживать съёмки дольше девяти дней. Но у нас была сцена, в которой Кастиэль спасает Дина из его заточения, она была чрезвычайно трудна для съёмки и не вписывалась в расписание, поэтому мы решили, что нам необходимо привлечь Фила Сгриччу, чтобы в последний день он снял эту сцену. И вот, я на одной площадке режиссировал резню монашек, а Фил на соседней площадке снимал Дженсена, Мишу и Курта Фуллера (он исполнял роль Захарии), и всё действие было похоже на цирк с тремя аренами под одним куполом. В перерывах между своими сценами я мчался к Филу, чтобы проверить, снимает ли он так, как я хотел, потому что Фил работал по моему съёмочному плану, но также добавлял и свои идеи и мастерство.

Были какие-нибудь забавные истории на съёмках?

У нас была сцена, в которой Катерина Бошер (она играла Лилит) должна была лежать «мёртвой» лицом в луже крови. Кровь заливалась ей в глаза и в рот, но она не жаловалась, хотя имела на это полное право! Но Катерина просто удивительная девушка. В какой-то момент наш оператор, Серж Ладусёр, подошёл к ней и хотел попросить немного изменить положение головы, чтобы на неё лучше падал свет. Он посмотрел на неё сверху вниз, и его охватила такая жалость, когда она широко открытыми глазами посмотрела на него снизу вверх и спросила: «Что?», он ответил «Ничего, лежите как есть». Ему было стыдно, он не смог заставить себя попросить её подвинуть голову ещё дальше в эту грязную лужу! Было забавно.

А ещё запомнился момент, когда Джаред и Женевьев репетировали свою самую эмоционально насыщенную сцену. Я проводил репетицию. Ко мне тогда как раз приехала моя жена с нашим полуторагодовалым сыном, они оба тоже присутствовали на съёмочной площадке. И вот, когда Джен произносила свой душераздирающий монолог, мой сын пробормотал что-то вроде: «Ох, ах, эх...» Джен посмотрела вокруг и спросила: «Кто это?», а я ответил: «Это мой сын, Джен, он продюсер нашего шоу и у него есть к тебе замечания!»

Кстати, об эмоциональной сцене, вы с самого начала планировали, что Руби использовала Сэма или вы серьёзно рассчитывали сделать из неё хорошего демона?

Нет, так было запланировано с самого первого появления Руби. Меня очень порадовало то, что мне довелось снимать серию, в которой с Руби слетела маска.

Вам тяжело далось решение об её убийстве?

На начальных стадиях планирования четвёртого сезона мы знали, что как только Руби будет разоблачена как двойной агент, мы её убьём, и таким образом, в результате Сэм одержит хоть какую-то победу. У меня не возникало и мысли сделать по-другому, мы запланировали это давным-давно.

Каково было работать напрямую с другими приглашёнными звёздами: Катериной Бошер, Мишей Коллинзом, Робом Бенедиктом и Куртом Фуллером?

Все они по-своему, замечательные люди. Миша вложил душу и талант в Кастиэля. По-моему, в том, что ангелы так хорошо прижились в «Сверхъестественном» большая заслуга Миши. Он привлек всеобщее внимание с самого первого своего появления в серии «Воскрешение Лазаря», и настолько заворожил всех, что люди захотели узнать как можно больше об ангелах и их мире. А Курт Фуллер сделал Захарию одновременно весёлым и опасным, а совместить две таких черты в одном персонаже — высший пилотаж. Роб Бенедикт был замечательным и забавным, он настолько хорошо проникся своим героем, Чаком, мне даже было жаль, что нам с ним довелось поработать лишь над одной сценой. Катерину чрезвычайно любит камера. На неё очень приятно смотреть, она выглядит очень соблазнительной.

Не случилось ли какой-нибудь забавной истории во время съёмок Джареда и Дженсена в серии «Восстание Люцифера»? Не пытались ли эти известные пакостники отмочить какой-нибудь номер?

Быть может, под конец сезона все устали или хотели показать себя при мне только с самой лучшей стороны, но никаких розыгрышей не было. Все приходили подготовленными и настроенными на работу. Было много шуток, и большинство из них - ниже пояса, но розыгрышей не было.

Ну, конечно, же, довести мир до Апокалипсиса, это вам не шуточки. Вы с самого начала хотели сделать так, чтобы парням не удалось помешать восстанию Люцифера?

Да, мы с самого начала планировали освободить Люцифера в конце сезона.

А раньше, когда вы думали, что четвёртый сезон последний, вы планировали выпустить Люцифера на волю чуть раньше?

В самом начале сезона, если бы вдруг оказалось, что четвёртый сезон последний, мы планировали сдвинуть события финала сезона на три или четыре серии, сделать сильно урезанную версию предпоследних серий, а потом снять то, что должно было случиться в пятом сезоне. Мы собирались впихнуть события пятого сезона в оставшиеся серии и завершить сюжетную линию, чтобы у фанатов была законченная история. Но как только мы увидели, что шоу пошло в гору, и вероятность пятого сезона велика, мы вернулись к своим прежним планам завершить сезон «Восстанием Люцифера».

И как вам снова вернуться к работе режиссёра?

Должен признаться, что я получил огромное удовольствие. Как только ты приходишь на площадку и приступаешь к работе — забываешь обо всём. И это гораздо интереснее, чем писать. Окунувшись в работу, мне пришлось изрядно попотеть. Я понимал, что это финал, что он будет грандиозным, что будет трудно вписаться в расписание, что нужно будет торопиться. В этой серии мы использовали различное оборудование (например, тросы, которые резко оттягивали каскадера назад) и прочие вещи, с которыми мне не доводилось иметь дела, было гораздо больше компьютерных эффектов, чем в прошлый раз. Тот факт, что я сам написал сценарий, добавлял ответственности, потому что мне необходимо было удостовериться в его безупречности. И всё это очень сильно на меня давило. Я спал по три - три с половиной часа в сутки. В первые полторы недели я сидел на сухих хлебцах, потому что от переживаний ел исключительно сухие бутерброды, мой желудок отказывался принимать другую пищу. Напряжение было велико, но как только я пережил первый шок и вошёл в колею, лучших переживаний я в своей жизни не испытывал!

Оригинал — Supernatural Magazine #12 - 2009
Перевод